«Одиночество вдвоем, или счастье отношений»

 

Часть 1. Бишкек, 15.06.2015)


✅«Нам нужны полномочия»

Тема семьи сегодня вызывает очень острый интерес у людей во всем мире. Она необходима, потому что мы должны знать не только то, как выживать, но и как жить полноценно. Мы чувствуем, что нам нужна полноценная жизнь, изобилие во всех отношениях. Собственно, все начинается с семьи и поддерживается семьей. Семья – это главный уклад всего общества мира. От культуры семьи зависит все остальное – как настоящее, так и будущее, потому что в семье воспитываются новые поколения, которые и сотворят то будущее, которое мы с вами желаем.

Если мы желаем одного будущего, а наши потомки – другого, то мы не получаем желаемого. Мы, как старшее поколение для своих потомков, должны знать, что такое будущее. Я думаю, что это тоже туманный, неопределенный вопрос для современного образования. Мы понимаем его больше как надежду на будущее, как веру в светлое будущее, но вряд ли кому-то сейчас удается конкретно определить его, чтобы объединить усилия для достижения такого будущего. У каждого – свои личные планы, свои представления насчет будущего, и это – большая проблема, проблема семьи. Нет общей, единой цели, единого знания, единой линии, – но только в единстве мы обретем могущество и полномочия.

Например, если на улице человек в милицейской форме предъявляет вам удостоверение и просит предъявить документы, то вы сразу же подчиняетесь, потому что перед вами представитель власти. Он уполномочен, он имеет силу, влияние. Но если обычный человек сделает то же самое, то вы можете не подчиняться ему. У вас не будет никакого желания это делать, потому что у него нет полномочий. Точно также, когда мы пытаемся что-то создать в семье, нам нужны полномочия. Даже в том, чтобы дети слушались нас, нужны полномочия. В том, чтобы претворять что-либо в жизнь, также нужны полномочия.

✅«Знание – основа»

Сегодня речь пойдет о том, где взять это могущество, полномочия, как найти единый путь к цели, полезный для всех, необходимый каждому из нас. Для этого мы обратимся к очень древним источникам. Мы не будем говорить что-то новое. Ничего нового нет, есть просто забытые вещи, которым люди давно уже не следуют, не делают их, хотя и знают о них. Ответ заключается именно в практике. Сможем ли мы практически достичь желаемого или так и останемся на уровне теории или просто хотения, капризов?

Для того, чтобы встать на путь исполнения желаний, нужна воля, внутренняя сила человека. Она позволяет принимать решения и следовать заданному плану. Конечно же, кроме этого необходимо знать природу вещей; это знание – основа. Нужно знать природу человека, свою собственную природу, природу детей, природу мужчины и женщины, а также природу души. Если мы общаемся с природой человека, то мы всегда делаем хорошие вещи. Если мы идем против природы человека, мы всегда поступаем плохо. На древнем языке санскрите «природа» – это дхарма. Данное слово считается самым емким и самым важным из всех существующих. Если мы поймем одно это слово – мы сможем сделать много полезного и важного в жизни.

✅«Дхарма – наше главное положение»

Дхарма означает «путь», «процесс» и в то же время – «цель». Дхарма означает «долг», обязанность, от которой нельзя уклоняться, а также это «природа». Ключевое слово – «природа». Приведем простые примеры дхармы. Дхарма воды – это ее жидкое состояние. Это ее природа, ее дхарма – быть жидкой. Дхарма соли – соленый вкус. Дхарма, природа тигра, хищника – убивать и поедать плоть. Поступая так, он не совершает греха – мы не можем обвинить тигра в этом. У каждого предмета, явления, живого существа, планеты, – у всего есть дхарма. Это всеобъемлющее понятие. Есть разнообразие природных качеств, живых существ, взаимоотношений, но все основывается на познании своей природы.

Природа усилителя, его дхарма – усиливать звук и иногда отключаться. Это непостоянная природа, потому что электричество – это искусственная энергия. Все искусственное непостоянно, ненадежно: иногда получается, а иногда – нет. В природе все стабильно: если травинка растет, то она всегда вырастает нормальной, без ошибок. Не бывает так, что пыталась вырасти береза, но вдруг вместо нее вырастает сосна. Или женщина рожает не ребенка, а кошку – «не получилось». Природа безошибочна, безопасна, надежна. Дхарма – это наше главное положение, на котором можно строить жизнь.

Какова же дхарма человека? Как говорят биологи, у каждого живого существа: у собаки, у кошки, у голубя, у каждого насекомого, у каждого растения есть свое предназначение – дхарма. У каждого есть свои характерные, неповторимые черты, и живые существа не нарушают эти границы. Но как определить дхарму человека, который всегда нарушает границы, от чего они становятся неопределенными, неясными? Каково наше положение, наш путь, наш долг? Какова наша цель и наша природа?

✅«Человек – это венец природы»

Человек может поступать и плохо, и хорошо; он может быть и травоядным, и плотоядным. Он может быть каким угодно. Мы используем разные слова по отношению к людям. По отношению к кому-то мы скажем: «Это просто скотина! Животное! Зверь». А по отношению к другому скажем: «Святой, пророк». Все эти слова относятся к человеку.

Чтобы найти ответ, мы будем опираться на древнейшие писания мудрости, книги знания, Веды. Строго говоря, других книг и нет. Никто не умеет писать книги, если он не обладает Ведой, то есть знанием. Поэтому все, что не основано на знании, по сути, не является книгой, даже если заключено в обложку книги. В книге должна быть Веда, безошибочное знание, тогда это – книга. Не просто какие-то гипотезы, предположения – а то знание, которое можно применить на практике, и оно будет действовать, работать, помогать нам. Веды – это свод таких принципов, и они определяют дхарму человека.

Из миллионов форм жизни только человек имеет особую дхарму, особую природу, особый вклад. Он может быть мудрым и любящим. Ни одно живое существо не способно выполнить эту особую роль человека. Говорится, что человек – это венец природы, у него особая дхарма, особые обязанности. Поэтому ему предоставляются особые условия: он живет в чистоте, у него есть одежда, есть язык, культура, религия, философия, политика, экономика и другие всевозможные науки. Семья и брак существуют в человеческом обществе; у животных нет института семьи. Все это описано в древних Ведах.

✅«Каждый рождается в семье»

Дхарма человека – это любовь и мудрость. Если вы видите, что соль не соленая, разве это соль? Ее нельзя называть солью и можно выбросить на дорогу. Христос сказал: «Выбросьте ее на дорогу как мусор». Если сахар не сладкий, то вы не скажете, что это сахар. Если вода не жидкая – это уже не вода. Если тигр не плотоядный – это уже не тигр, а облезлая кошка. Это унизительно для тигра, если он не может быть хищником – показать свою силу, свою природу. Мы восхищаемся тигром, потому что он такой сильный, жестокий и опасный. Но если человек не мудрый, не любящий – разве это человек?

Оказывается, в этом вопросе не может быть других мнений. Мы можем найти единый язык, потому что любовь и мудрость близки каждому, и каждый человек стремится к этим качествам. Чего же мы желаем больше всего, к чему мы все стремимся? Это, конечно же, семья. Для человека закон – быть в семье; каждый рождается в семье.

Сегодня мы поговорим о законах семейной жизни, о психологии мужчины и женщины, о духовной сущности этого явления. Потому что брак может быть только освященным; если брак не освящен – это не брак! Согласно дхарме, он должен быть связан с целью, природой, предназначением, с личными качествами.

Жизнь человека священна от рождения и до конца. Вернемся к санскриту. Итак, дхарма – это первая ступень развития человеческой цивилизации, которая помогает познать себя, свою природу. С этого начинается цивилизация. Если я не понимаю себя и не понимаю других – это приводит к конфликтам. В понятие дхармы также входит понятие религии как закона Бога. Природа Бога проявляется в этих законах, и это тоже дхарма.

✅«Знание утрачено»

Существует много понятий дхармы, и на санскрите есть много слов, их обозначающих: дхарма, упадхарма, манадхарма, санатана-дхарма, – разные представления, разные оттенки, разные обязанности. Есть временная дхарма, а есть вечная дхарма. На первый взгляд, трудно понять, к какому виду дхармы относится семья – временна она или вечна? Мужчины чаще думают, что она временная, а женщины – что вечная, потому что у мужчин и женщин – разное предназначение и разная дхарма.

Следуя человеческой природе и дхарме высшего начала – высшего, божественного закона, легко достичь второй ступени, которая называется артха. Когда люди обладали ведическими знаниями, этих двух слов было достаточно, чтобы напомнить человеку о его обязанностях, чтобы все упорядочивалось. Сейчас мы многое забыли и нам нужно подробно разъяснять, что это за незнакомые слова, почему санскрит, почему не по-русски и не по-киргизски.

Отчасти мы приводим эти санскритские слова потому, что не существует эквивалентного перевода на другие языки – знание утрачено. Поэтому мы используем те изначальные слова, санскрит, деванагари, на котором сейчас хранится это знание. Санскрит как язык имеет другую емкость, и в нем сохранены некоторые древние понятия, поэтому хорошо, если мы разъясним эти понятия с изначальной точки зрения.

✅«Нужно правильно понимать себя»

Артха, если говорить в целом, значит «благоприятное», а также «экономическое процветание» – когда достаточно пищи, одежды, у всех есть кров и все необходимое для здоровой жизни. Вы не беспокоитесь о том, будет ли у вас завтра пища и кров, не разрушится ли ваша семья, не оставит ли вас муж, не вырастут ли дети плохими и не обеспечат вас в старости. Вы ни о чем не беспокоитесь, потому что есть дхарма. На основе дхармы вы не беспокоитесь, потому что поддерживать родителей – это обязанность детей. Если они знают дхарму, то они не бросят вас.

Если мы поймем дхарму, то нам будет не о чем заботиться. Например, у младенца есть потребность – пища. Как же он добудет ее? Нужно ли ему беспокоиться об этом? Нет! Обеспечить его пищей – дхарма матери, ее природа, поэтому ему не нужно беспокоиться. Она сделает это сама, с радостью, с любовью. Так мудрость и любовь проявляются в материнстве, и эта дхарма понятна каждому или почти каждому из нас. Но иногда даже это бывает непонятно – сейчас может быть и такое. Что только мы не увидим в современном мире!

Важно понять: насколько мы помним, насколько мы утверждены в понятии дхармы, настолько мы правильно понимаем себя как мужа, жену, мать, отца, бабушку, дедушку. Например, западная культура говорит: «Отбросьте все это. Зачем тебе быть бабушкой? Подтяни кожу на затылке, накачай грудь, ноги, иди знакомься с молодыми людьми. Зачем тебе эта дхарма? Зачем быть старой беззубой, седой. Зачем тебе возиться с внуками? Зачем протирать пыль, мыть посуду, ворчать?»

Таков образ бабушки, который, как и образы мужа и жены, скучен. Муж и жена – благочестивые, верные и надоевшие друг другу до смерти. Что это за жизнь, если ни погулять, ни остроты отношений?! Современные понятия таковы, что дхарма, религия, выглядит как атавизм: «Все это было в прошлом, для темных людей. Мы – современные люди, мы можем ходить по улице почти что голыми. Мы достигли такого прогресса, что в прошлом никому такого и не снилось, а тем более нашим бабушкам и прабабушкам. Кто мог подумать, что их потомки будут ходить по улице голыми?» В результате такого «прогресса» женщины становятся все более и более легкодоступными. О какой семье мы можем говорить в этом случае? О какой дхарме, о каком прогрессе?

Александр Хакимов

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЭНЕРГИИ

ИЛЛЮЗИЯ ВО МНЕ