Гуны материальной природы – матрица современного мира.

 


Гуны материальной природы – матрица современного мира.

Одна из основных мыслей, которую доносят до нас Веды, заключается в том, что человек в материальном мире не действует сам по себе. Он не независим. Да, все знают, что на нас оказывают влияние течение времени, движение солнца, погода и давление воздуха. Но есть вещи более тонкие, которые не доступны глазам человека. И даже современные суперточные приборы не в состоянии обнаружить их – гуны материальной природы. Гуны можно сравнить с нитями в материи: если мы возьмем ткань и уберем и продольные, и поперечные нити, материя как таковая исчезнет. Фактически, этот материальный мир соткан гунами. И человек действует ровно в соответствии с той гуной, под влиянием которой он в данный момент находится. Гуны очень сильны, но Ведическое знание раскрывает секрет, как можно вырваться из-под их влияния и обрести подлинную свободу.

«Так живое существо, оказавшееся в материальном мире, следует дорогами жизни и наслаждается тремя гунами природы. Оно соприкасается с материей и в результате встречается с добром и злом в разных формах жизни».

«Бхагавад-Гита» 13.22

В своем комментарии к древнему Ведическому произведению «Шримад-Бхагаватам» великий проповедник А.Ч. Бхактиведанта Свами Шрила Прабхупада объясняет, что «материальный космос действует под влиянием трех гун внешней энергии Господа. Различные существа также испытывают на себе их влияние и потому не могут действовать согласованно для удовлетворения Господа. Эта несогласованность действий живых существ является причиной отсутствия гармонии в материальном мире». («Шримад-Бхагаватам» 3.5.48, комментарий) В комментарии к известной «Бхагавад-Гите», Шрила Прабхупада поясняет далее, что «преобладающее влияние той или иной гуны отражается на деятельности человека, его отношениях с другими людьми, сказывается на его диете и т.д. Показателем того, под влиянием какой гуны находится живое существо, является характер его деятельности». («Бхагавад-Гита» 14.10, комментарий)

«Когда гуна благости, - сияющая, чистая и благоприятная преобладает над страстью и невежеством, человек обретает счастье, добродетель, знание и другие хорошие качества. Когда гуна страсти, которая порождает привязанность, индивидуализм и стремление к переменам, побеждает благость и невежество, человек начинает тяжко трудиться. Так, он обретает и богатство, и славу, и боль. Преобладание гуны невежества покрывает сознание и делает человека безрассудным и тупым. Впадая в скорбь и иллюзию, он слишком много спит, полон ложных надежд и проявляет насилие по отношению к другим».

«Шримад-Бхагаватам» 11.25, тексты 13-15

Наивысшей гуной считается гуна благости или саттва-гуна. Люди, находящиеся под влиянием саттва-гуны, очень чисты. Это и чистое мышление, и чистые действия. Такие люди не употребляют в пищу продуктов убийства, такие как мясо, рыба и яйца, а с точки зрения деятельности, они находятся на высшей ступени в обществе. Как правило, это мудрецы или брахманы (в Ведической культуре), которые посвятили себя служению Богу. Такие люди проявляют качества смирения и мудрости, доброты, открытости, терпения, искренности и готовности служить. Примечательно, что счастье в гуне благости получить не так-то просто. Веды говорят, что счастье в саттве – это когда мы сначала получаем яд и только потом – нектар. В русских поговорках это также нашло отражение: сделал дело – гуляй смело; терпение и труд все перетрут; без труда не выловишь и рыбку из пруда. Иными словами, чтобы получить что-то, нужно сначала хорошо потрудиться. В итоге полученный плод будет по-настоящему сладок.

Однако в современном мире гуна благости практически отсутствует. Кратковременное присутствие саттвы можно наблюдать лишь один час перед рассветом – это время известно как «Брахма-мухурта» (более точно – 48 минут до восхода солнца). Именно в это время наиболее благоприятно читать священные писания, молиться, заниматься йогой и духовной практикой – все наши действия не будут осквернены влиянием гун страсти и невежества. В этом случае человек будет очень быстро прогрессировать в своем развитии.

«Тот, кто проявляет такие качества, как самоконтроль и т.п., считается находящимся преимущественно в гуне благости. Человека в страсти можно распознать по его вожделению, а невежественного - по такому качеству как гнев».

«Шримад-Бхагаватам» 11.25.9

Гуна страсти или раджа-гуна – это гуна желаний и активных действий для их достижения. Люди, подконтрольные раджасу, – это правители и воины. Их качества – это решительность, активность, умение управлять, сильная воля, жажда материального успеха, славы, почета. Однако счастье в гуне страсти обманчиво. В раджасе мы сначала наслаждаемся, а уже потом приходит расплата – сначала нектар, а потом яд.

Гуна страсти необходима человеку для деятельности. Однако осознанное культивирование именно этой гуны, что и происходит в современном мире все ускоряющимися темпами, приводит к тому, что люди становятся одержимы различными желаниями и не могут остановить свой бег в бешеном колесе гонки за материальным счастьем. Чувства умиротворения и гармонии покидают их, и вместе с ними уходят ощущение удовлетворения и счастья. В результате человек становится все более восприимчивым к влиянию гуны невежества.

«Гуна благости порождает истинное знание, гуна страсти разжигает алчность, а гуна невежества приводит к глупости, безумию и иллюзии».

«Бхагавад-Гита» 14.17

Гуна невежества или тама-гуна – это гуна лени, безумия, сна. Люди в гуне невежества склонны к употреблению убойной и несвежей пищи, интоксикациям и одурманивающих веществ, что как раз очень популярно в нашем мире. Невежество также нужно человеку – в этой гуне проходит ночной сон, и без тамаса наше тело не может расслабляться и отдыхать. Однако постоянное влияние гуны невежества, к тому же осознанно культивируемое через пищу, алкоголь и наркотики, приводит к тому, что люди все больше и больше попадают в иллюзию и начинают испытывать наслаждение от страданий других живых существ и даже своих собственных. Общество в целом становится дезориентированным: мужчины и женщины уже не знают, как создавать семьи и не разводиться через пару лет, как воспитывать детей, как реализовывать свои таланты и способности, а управляющий класс не может удержать элементарную экономическую стабильность.

«Борьба между гунами не утихает ни на минуту. Поэтому тот, кто действительно хочет развить в себе сознание Кришны, должен подняться над всеми гунами».

«Бхагавад-Гита» 14.10, комментарий

«Даже если большинство людей будет продолжать страдать и бедствовать, но какая-то часть общества разовьет в себе сознание Кришны и поднимется до уровня гуны благости, на землю со временем придут мир и процветание. В противном случае, оставаясь в плену страсти и невежества, люди никогда не узнают ни счастья, ни достатка. Гуна страсти разжигает в них алчность и неутолимое желание чувственных удовольствий».

«Бхагавад-Гита» 14.17, комментарий

Все современное общество за редкими единичными исключениями вращается исключительно в двух гунах – страсти и невежества. При этом только с платформы гуны благости живое существо может подняться выше и осознать Абсолютную истину и вечные тайны бытия.

Гуны очень сильны. Они держат нас постоянно, и из-под их влияния практически невозможно выбраться. Шастры (Ведические писания) дают лишь единственный способ преодолеть влияние гун материальной природы. Это безусловное преданное служение Верховной Личности Бога. Служение – это то, что в материальном мире не ценится, не котируется и не воспринимается как благо, а ощущается лишь как чье-то несчастье («он служит», «он прислуживает» – в этих словах всегда чувствуется некий уничижительный контекст). А на самом деле, природа души и есть служение, только служение не ради зарплаты или материальных благ, служение не сильным мира сего, а Тому Единственному, Кто всегда наделяет живых существ всем необходимым и дает подлинную радость и настоящее счастье. Служение Богу не закрепощает, но освобождает нас, возвращает нашу изначальную духовную свободу. Ощутить эту свободу, состояние, в котором нет гун материальной природы, может каждый, кто повторяет святые имена Бога, кто поет и танцует для Него, кто служит Его преданным в этом мире или посещает святые места.

Удивительно, что мы обретаем свою суть не тогда, когда стремимся избавиться от всех ограничений, всех обязанностей, а, наоборот, когда принимаем на себя роль слуги. Выход из темницы этого материального мира удивителен – он находится там, где никто не догадается его искать.

«Человек должен подняться над материальными гунами и достичь трансцендентного уровня. Это называется сознанием Кришны. Пока человек не разовьет в себе сознание Кришны, материальное сознание будет заставлять его переселяться из тела в тело, идя на поводу у материальных желаний, которые живут в его сердце с незапамятных времен. Поэтому необходимо изменить сознание. Тот, кто слушает авторитетных наставников, может постепенно избавиться от неотвязного желания господствовать над материальной природой, и по мере того, как это привычное желание будет ослабевать, он начнет все отчетливее ощущать вкус трансцендентного блаженства».

«Бхагавад-Гита» 13.22, комментарий

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ ЛИЧНОСТНЫЕ ЭНЕРГИИ

ИЛЛЮЗИЯ ВО МНЕ